В 2013 году на форуме пользователь bubusir спросил меня:
почему все Ваши сочинения ( те , которые я слышал во всяком случае ...) так безумно сложны технически , и физически
мой ответ:
Вы правильный, конечно, ставите вопрос, и я не очень знаю ответ. Могу только предполагать, в этом ключе и попробую ответить. Причиной, наверное, тому то, что я также и пианист. Вот часть острых вопросов, интересовавших моего школьного педагога Игоря Константиновича Шведова (сына, кстати, весьма известного церковного композитора Константина Шведова, а сын его - Дмитрий - работает много лет в ансамбле "Концертино" как клавесинист):
- что такое мышление? заторможенное движение (он приводил цитаты от известнейших физиологов и философов)?
- почему ухо - орган балансировки, и как, получая удовлетворение от слушания музыки, мы связываем его с математическими ее структурами, и при чем тут вестибулярный аппарат?
- рука пианиста анатомически соответствует крылу птицы, которое не так использует силу, как рефлекторно-тактильно подстраивается к воздушным атмосферным потокам, которые равны в таком случае ф-ной клавиатуре;
- я могу продолжать, а, что я безуспешно пытаюсь тут выразить
- все же основа музыкального мышления, которая приходит к нам (музыкантам!) ТАКТИЛЬНЫМИ путями. В этом же смысле, и еще куда более изощренно, глухие умеют слышать музыку пальцами, кладя их на крышку фортепиано (а оглохший Бетховен зажимал палочку в зубы и засовывал палочку внутрь инструмента). Отсюда, может быть, следуют исполнительские сложности романтиков, что особенно эстетически выражено у Шопена. Одно слушание его музыки - только часть информации. Я даже склонен ощущать, что главное содержание его музыки - упрощенно выражаясь, массаж! Конечно, я шучу - не грубый чувственный процесс, и не физиотерапия. Но скажу одну для мужчины удивительную вещь: одна моя студентка мне говорила. что она регулярно получает полноценный физиологический оргазм, "лаская" клавиши рояля, будь то концерт или просто тренинг! Может быть, женщинам это понять проще, некоторые из них говорили - да. Смешно, но факт. Разумеется, чувственный подход в таком плане мне совершенно недоступен, но вот то, каким образом Шопен каждый раз ищет новые формы, если хотите, новые "любовные позы" для рук - это содержательно и информативно. А не просто интересно как упражнение, нет, это именно эмоционально-содержательно.
И интересно, как с кистью взаимодействует художник, кстати.
У меня что-то такое началось, в явной и осознанной форме, не с самого начала, но вот в органной Трио-симфонии 1986 года уже совершенно явно и даже слишком акцентированно. Саша Фисейский. который попросил меня что-то написать для него, когда-то занимался каратэ, и вот ему пригодились старые навыки, как я думаю. Там немыслимые "упражнения" и для рук, и, особенно, в педали. Кроме Саши, больше это играть никто и не пытается - хотя в былые годы, когда АФ очень много играл опус по разным странам, это сочинение у органистов стало, как я слышал, "легендарным" - ездили специально послушать, КАК Фисейский эти невероятия будет играть. Так вот, там не тело следует за лепкой, а наоборот, музыка как бы облепляет физические движения, специальным и умышленным образом устроенные. (В записи сделанной BBC, Саша уж очень затормозил всю послекульминационную зону, но тут у нас с ним не сходятся точки зрения, ничего не мог поделать).
Нечто подобное есть и в моей музыке для струнных. Есть очень близкая и дорогая мне скрипачка Лена Денисова, которая сыграла почти всё, что у меня есть для скрипки, и, к слову, тоже очень многое продирижировал и сыграл как пианист ее супруг Алеша Корниенко, мы планируем и дальше много чего. Но у Денисовой на уровне какого-то личного "задания", что ли, тут было много лет, о чем даже писать больно - достаточно сказать, что однажды Лена сыграла мое сочинение с только что сломанным мизинцем левой руки - представьте себе это физически... и даже еще страшнее было. Но вот у меня нет аналогичного (да и быть не может) с виолончелистами и контрабасистами - и сочинения для этих инструментов или не исполнены, или не исполнены достойно. Да и с духовыми всё не так гладко. Мой однокурсник, скажем - весьма известный человек, Слава Лупачев+ - играл верхнее "си", а теперь я и "ля" уже не могу добиться. А увидев верхнее "до" (по письму) кларнета - кларнетист как-то раз начал просить показать ему аппликатуру. - Я веду к тому, что не так моя музыка трудна, как требует настоящего профессионализма и большой доли самоотверженности. = Простите за длиннейшее повествование. надеюсь, что Вы хотя бы не читали подробно. Я сказал все равно только, ну, десятую долю того, что хотел.